top of page
  • Фото автораГорняцкий вестник

Памятная дата

78 лет со Дня освобождения Марганца…


6 февраля для нас, марганчан, поистине Великий день. Тогда, в 1944 году, войска 3-го и 4-го Украинских фронтов, в ходе Никопольско-Криворожской наступательной операции, освободили Марганец от кровожадных лап немецко-фашистских захватчиков. И мы должны быть благодарны и признательны людям, сражавшимся с оружием в руках, не щадя себя, за то, чтобы мы с вами могли сегодня жить на этой, исконно своей земле.


Когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, тысячи тружеников Марганца встали на защиту своей Родины.


Работа абсолютно всех организаций была перестроена на военный лад. С большим трудовым подъемом работали в дни войны трудящиеся шахтерского города, чтобы дать стране и фронту как можно больше ценного сырья. Все шахты перевыполняли план по добыче руды. Многие забойщики выдавали десятки тонн руды сверх нормы, работая за двоих, а то и за троих.


Когда в июле 1941 года немецко-фашистские захватчики начали приближаться к реке Днепр, все жители Марганца принимали участие в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу и в районе Днепропетровска.


4 августа 1941 года Председатель Совета по эвакуации Н.М. Шверник передал в Днепропетровский обком партии постановление Государственного Комитета Обороны о немедленной эвакуации предприятий и материальных ценностей городов Кривого Рога, Каменское (раннее – Днепродзержинск), Никополя и Марганца.


За 6 дней августа марганчане демонтировали и отправили на марганцевые рудники Урала, Сибири и Казахстана 178 железнодорожных вагонов с шахтным оборудованием и более 500 горняков с семьями, которые продолжали самоотверженно трудиться для фронта, для победы.


Два с половиной года жители Марганца вели непримиримую борьбу против фашистских оккупантов. Высоко оценен героический подвиг партизан и подпольщиков Марганца. 59 участников партизанского движения и подпольной борьбы удостоены орденов и медалей. Именами погибших героев-партизан названы улицы города.


Наши потомки должны знать правду о Второй Мировой войне, о тех суровых испытаниях, которые выпали на долю нашего народа. Знать о том, какой ценой была добыта Победа и мирная жизнь.


Нынешнему и будущему поколению не обойтись без соприкосновения с историей народного подвига. А потому на страницах газеты «Горняцкий вестник» публикуются воспоминания ветеранов войны о тех страшных днях, которые они провели в годы оккупации.


 

Лидия Захаровна ЧУРА (Овсийко): «Во время оккупации мы вынуждены были остаться в Марганце. Работала я на рудоремонтном заводе разнорабочей. Однажды вечером после работы я увидела Юру Максимовича и Леню Осадчего, которые шли по улице Достоинства (раннее – Куйбышева). Меня заинтересовало, что они делают в такой поздний час и я пошла следом за ними.


Они быстро подходили то к столбу, то к забору и что-то приклеивали. Когда они удалились, я подошла и начала читать, что там было написано. Это были маленькие листовки со сводками Совинформбюро. В них сообщалось о том, какие города и села освобождены нашими войсками. Я была очень довольна, что узнала о существовании подпольной группы. Такие же листовки появлялись в клубе им. Артема на стульях, во время представления «Просвіти».


Мы жили в чужой старой времянке: мама, сестра и я. Отец ушел на фронт в июле 41-го и не вернулся. Однажды поздно вечером, осенью 1943 года, кто-то постучал в окно. Мама посмотрела и говорит: «Лида, там какой-то немец!». Я подошла, выглянула и вижу: Володя Осадчий, переодетый в немецкую форму. Я вышла во двор и говорю ему: «Зачем ты надел эту форму, ведь ты же был комсомольцем?». Он ответил: «Я и сейчас комсомолец, но так надо». Потом он спросил, как мы живем. Стал спрашивать, живут ли на нашей улице немецкие офицеры и в какой хате, где стоят немецкие машины и нет ли там оружия. Я рассказала ему все, что знала. Мне стало холодно не то от радости, не то от страха. Володя посмотрел в сторону, и я увидела, что под сараем сидело еще трое партизан. И это была наша не последняя встреча.


Через несколько дней Володя Осадчий пришел с Сергеем Велько и я была счастлива сообщить, что я узнала. Я рассказала о двух больших немецких фургонах с оружием, стоящих возле больницы, и дала ребятам на дорогу пять больших яблок. Я не была партизанкой, но я счастлива тем, что видела их смелые действия и помогала им, чем могла…».

 

Мария Арсентьевна ЩУР (Ковбасюк), партизанка-разведчица партизанской группы «Молодежь» партизанского отряда «Марганец»: «В период временной немецкой оккупации наша семья проживала вместе с родителями в Марганце, на улице Набережная. Наш дом стоял недалеко от плавней, что помогало нам иметь постоянную связь с партизанами отряда «Марганец», который находился вблизи Орехового озера.


Основная наша задача была собирать сведения о наличии немецких войск в Марганце, распространять листовки, а также обеспечивать отряд хлебом и другими продуктами питания. Очень большую помощь оказывала нам продавец Надежда Рябоштан, которая работала в немецком продовольственном магазине.


Наша группа под руководством Володи Осадчего приносила в наш дом собранные патроны, гранаты и оружие, которые после переправляли в отряд. Это было очень опасно для всей нашей семьи.


Помню, однажды вечером пришли к нам партизаны – Володя Осадчий, Сергей Велько и другие ребята. Отец вытащил из-под кровати чемодан из лозы и стал укладывать гранаты и патроны, а ребят посадили за стол кушать вареную картошку.


На улице остались в дозоре Ваня Луговской и мой брат Петя. Когда раздался крик, что идут немцы, все ребята молнией выбежали во двор, а мы по команде отца быстренько улеглись в постель. Началась стрельба на улице. Немцы ворвались в комнату и говорят: «Партизан! Партизан!». Мы подбежали к окну, стали спрашивать, где партизаны.


После боя у нашего дома постоянно караулила немецкая охрана, которая следила круглые сутки, кто выходит и заходит в наш дом. Мне удалось ускользнуть от охраны и предупредить ребят, что за нами следят и приходить в наш дом невозможно.


Я активно работала в партизанской группе «Молодежь» вплоть до освобождения Марганца».

 

Зоя Кирилловна ШЕРСТНЕВА, участница партизанского движения «Марганец»: «В годы гитлеровской оккупации Марганца я была связной в 3-м партизанском отряде, командиром которого был Яков Васильевич Охрамков. Кратко расскажу один из эпизодов нашей отрядной жизни.


В конце декабря 1943 года на наш отряд был направлен карательный отряд немцев. Ровно в 4 часа завязался сильный бой, с неба бомбила назойливая «рама».


6 часов ребята отбивали атаку немцев, а девочки подносили с землянок патроны, гранаты. В отряде было три девочки: я, Дуся Михайлик и Надя Соломатина. И только под утро наш отряд перешел линию фронта и соединился с частями Красной Армии 3-го Украинского фронта.


Наш отряд успешно провел ряд операций: разгромлен вражеский обоз с оружием и обмундированием в селе Николаевка, взят оружейный склад в Марганце, в открытых боях с врагом разбили два больших отряда карателей, захватили большое количество оружия, спасли жизнь 146 военнопленным, а захваченных языков отправляли через линию фронта.


За мужество и храбрость наш отряд награжден медалью «За отвагу!».


Все марганецкие партизаны и подпольщики с честью выполнили свой долг перед Родиной, а многие – ценой собственной жизни…».

 

Николай Федорович НОСЕНКО, партизан-разведчик партизанского отряда «Марганец»: «Основным моим заданием в отряде было обеспечение партизан продуктами питания. За это в отряде меня называли «главный кормилец». Запомнилась мне одна очень удачная операция по взятию в селе Ильинка на мельнице большого количества муки и пшена.


Было это в ноябре 1943 года, когда наши партизаны из группы «Молодежь» взяли на острове Коммуна немецких обер-лейтенанта и ефрейтора. Вместе с большой группой партизан «языков» переправили через линию фронта, в расположение частей 3-го Украинского фронта.

Сразу после переправы через Днепр оставшиеся для борьбы в тылу врага партизаны перебазировались на новое место – в Маламинские плавни. Командиром партизанского отряда был назначен Яков Васильевич Охрамков, а командиром группы «Молодежь» остался Володя Осадчий.


В течение трех суток отряд занимался подготовкой жилья и оборонительных позиций. Требовалось немедленно решать вопрос о приобретении продуктов питания. Мною была произведена разведка на мельнице в селе Ильинка, установлены подходы к ней, а также были разработаны планы по снятию охраны.


Я и еще четыре товарища по заданию командования отряда были отправлены на выполнение этого задания. Ушел я на закате солнца, а к двум часам ночи мы возвратились из разведки в партизанский отряд, захватив с собой сторожа, охранявшего мельницу, и примерно около ста килограммов пшена и мешок муки. Охранник сообщил командиру, что на мельнице хранится около пяти тонн муки, трех тонн пшена и около десяти тонн пшеницы.


Не теряя ни единой минуты, командование отряда приняло решение выделить в мое распоряжение 22 бойца из группы «Молодежь». К четырем часам утра вся моя группа была около мельницы. Никакой дополнительной охраны немцы не успели выставить и мы без особых трудностей вынесли оттуда 700 килограммов пшена и 400 килограммов пшеничной муки. Все это наши ребята погрузили на две лодки и переправили к леснику Чуприне, оттуда часть этих продуктов мы отправили лодками прямо в отряд, а часть отнесли туда на своих плечах. Это была одна из крупных операций по доставке продуктов для партизан.


Я имел постоянную связь с женской группой нашего отряда, в которую входили: Екатерина Бычкова, Мария Капитонова, Галина Жегет, Мария Лысенко, Саша Патлай, Мария Щур, Надя Рябоштан и многие другие. С ними мы систематически добывали у немцев печеный хлеб и другие ценные продукты питания и доставляли их в партизанский отряд.


Кроме этого, наша молодежная группа освобождала военнопленных из лагеря и переправляла их в отряд. Я неоднократно участвовал в боевых и диверсионных операциях в составе группы «Молодежь», и справлялся со всеми задачами, которые ставило передо мной и другими членами молодежной группы командование отряда».

24 перегляди0 коментарів
bottom of page